Алгоритм действий главы сельского поселения при угрозе и возникновении ЧС на ПАВОДОК
Алгоритм действий главы сельского поселения при угрозе и возникновении ЧС на ПАВОДОК
1.При угрозе подтопления 1.Уточнить, список имеющейся техники на территории поселения (объекты экономики, частные владельцы), которую можно использовать для ликвидации последствий ЧС (бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, автопогрузчики, трактора с прицепами). Заключить договора с владельцами на ее использование при угрозе и возникновении ЧС. Создать резерв финансовых средств для ликвидации последствий ЧС. 2.Определить возможные зоны затопления с указанием улиц, № домовладений. Назначить ответственных за оповещение и эвакуацию из числа работников местных администраций, депутатов местного самоуправления и утвердить их решениями (постановлениями). 3.Постоянно уточнять списки жителей, не способных самостоятельно эвакуироваться и закрепить за ними ответственных за их эвакуацию. 4.Определить места временного размещения пострадавших (клубы, школы, детские сады, детские оздоровительные лагеря). Данная информация должна быть доведена до населения (на собраниях, путем обхода домовладений возможных зон ЧС, вывешиванием памяток в общественных местах и др.). 5.Организовать систему наблюдения за уровнем воды (егеря, рыбаки, охотники, жители, уполномоченные участковые полиции и др.). 6.Организовать оповещение населения об угрозе затопления и порядке действий при проведении эвакуационных мероприятий. Для оповещения использовать имеющиеся сирены, автотранспорт с ГГС, пеших посыльных, колокольный звон церквей и др.средства. 7.Своевременный доклад об угрозе и возникновении ЧС: -устно немедленно главе местной администрации ММР, председателю районной комиссии по ЧС и ОПБ, дежурному ЕДДС ММР; -краткая информация, что делается, какие мероприятия планируется проводить, какие силы и средства привлечены, какая необходима помощь; -не позднее 3-х часов представить письменную информацию (акты обследования, предварительные расчеты материального ущерба, фото-, видеоматериалы, донесение по форме 1-4 ЧС). – через каждые 4 часа доклад о складывающейся обстановке и проводимых мероприятиях.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОПУСКУ ПАВОДКОВЫХ ВОД 1.1. Общая характеристика действий при угрозе затопления Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республики Башкортостан за последние десять лет показывает, что наиболее часто повторяющимися и при этом имеющими значительный материальный ущерб, являются подтопления и паводки. В этих условиях основной задачей органов местного самоуправления и органов управления ГО ЧС всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики. Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные, превентивные). Оперативные меры, как правило, не решают в целом проблему защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с заблаговременно выполняемыми превентивными техническими мероприятиями. Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются: • регулирование стока в русле реки; • отвод паводковых вод; • регулирование поверхностного стока на водосбросах; • обвалование; • спрямление русел рек и дноуглубление; • строительство берегозащитных сооружений; • подсыпка застраиваемой территории; • ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др. Опыт осуществления указанных мероприятий показывает, что наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании обширного комплекса действенных мер, сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.). Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме (плотины, дамбы, мосты, дороги, водозаборы и т.д.), расположения объектов экономики, подвергающихся затоплению. Основными направлениями действий органов местного самоуправления и управлений по делам ГО и ЧС при угрозе затопления являются: • анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления; • прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления; планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений; • планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления. На субъектовом и местном уровнях планируются и готовятся мероприятия на соответствующих территориях. При этом большая доля ответственности лежит на бассейновых водных управлениях и их территориальных органах. Как правило, на указанных уровнях решением руководителей органов местного самоуправления создаются противопаводковые комиссии, председателями которых обычно назначаются первые заместители глав администраций. Противопаводковые комиссии при угрозе возникновения затопления проводят следующие мероприятия: • организуют круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя посты Росгидромета и своих наблюдателей; • поддерживают постоянную связь и обмениваются информацией с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и едиными дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления; • проводят учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организуют обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений; • отправляют донесения в вышестоящие органы управления; • уточняют и корректируют планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки; решением глав администраций территорий организуют круглосуточные дежурства спасательных сил и средств; • организуют работу пунктов временного размещения граждан — уточняют (предусматривают) места (районы) временного отселения пострадавших жителей из подтопленных (разрушенных) домов, организуют подготовку общественных зданий (школ, клубов и т.п.) или палаточных городков к размещению эвакуируемых; • предусматривают обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым для жизни; • согласуют с местными органами МВД РФ порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления; • участвуют в организации и оборудовании объездных маршрутов движения транспорта взамен подтопленных участков дорог; • организуют (контролируют) укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований; • организуют и поддерживают взаимодействие с органами управления функциональных подсистем и звеньев территориальной подсистемы РСЧС. 1.2. Превентивные мероприятия в предпаводковый период До наступления периода весеннего половодья и паводков на реках, противопаводковые комиссии должны предусмотреть выполнение следующих мероприятий: • определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений; • определение состояния ливнеотводящих систем и организация работ по их очистке и приведению в готовность к пропуску ливневых вод в черте населённых пунктов; • состояния гидротехнических сооружений, в том числе безхозяйных на предмет их готовности к пропуску паводковых вод и своевременной их сработке; • определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления; • определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.; • объемы откачки воды из затопленных сооружений; • количество голов погибших сельскохозяйственных животных; • местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов); • определение предварительного размера материального ущерба; • численность привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.); • непосредственные мероприятия по защите населения. В подготовительный период важную роль играет анализ обстановки и прогнозирование возможного затопления населенных пунктов. Анализ обстановки предусматривает выявление возможных причин возникновения угрозы затопления населенных пунктов, среди которых могут быть названы половодье и паводок, а также факторы, способствующие возникновению затопления и подтопления. При этом выявляются возможные сценарии развития ЧС в результате которых: • существенно нарушаются условия жизнедеятельности людей на территории административных районов субъекта Российской Федерации; • возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большому количеству людей; • могут быть значительные материальные потери; • возможен значительный ущерб окружающей среде.
Выявление перечисленных вариантов ЧС, связанных с затоплением территорий, производится на основании: • статистических данных о наводнениях и данных многолетних наблюдений по данной территории; • изучения планов действий промышленных объектов в случае возникновении ЧС; • собственных оценок территориальных органов управления РСЧС. По выявленным фактам, способствующим возникновению ЧС, а также вторичным факторам, представляющим угрозу для населения и объектов экономики производится: оценка вероятности возникновения ЧС; оценка масштабов возможной ЧС. Под масштабами (показателями масштабов) следует понимать: • количество погибших; • количество пострадавших; • величину материального ущерба; • объем эвакомероприятий и защиты, связанный с эвакуацией населения; • затраты на ликвидацию ЧС и восстановительные работы; • косвенные потери (недовыпуск продукции, затраты на пособия, компенсационные выплаты, пенсии и т.д.) и др. Оценка вероятности возникновения и масштабов ЧС, вызванных авариями на промышленных объектах, системах жизнеобеспечения и т.д. вследствие воздействия вторичных факторов, производится руководителями соответствующих объектов. Прогнозирование ЧС и оценку масштабов ЧС следует проводить с учетом требований законов, других нормативно-правовых актов и методик, рекомендуемых МЧС России. Типовой порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС, вызванных затоплениями, включает: • выявление организаций и учреждений, которые могут быть задействованы в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС; • разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению риска возникновения ЧС; • разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия ЧС на население, объекты экономики и окружающую среду. Разработанные планы согласовываются с заинтересованными органами и организациями, утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти и направляются исполнителям. Контроль за реализацией планов осуществляется исполнительной властью территории через территориальные органы управления РСЧС. Особенности действий при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях. Основными превентивными мероприятиями при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях, являются: организация круглосуточного наблюдения специалистами-гидротехниками за состоянием плотин, дамб, шлюзов, каналов, водосбросов и других гидротехнических сооружений; своевременное принятие мер по сработке водохрангилищ, прудов и других водоемов ниже порогового водослива; • организация ремонтно-укрепительных работ на ГТС; • создание и поддержание в рабочем состоянии системы оповещения населения и руководителей объектов экономики о возможной аварии на ГТС и подготовке к эвакуации; • срочная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и наиболее ценного имущества из зон с временем добегания волны прорыва до 4 часов в районы временного отселения, расположенные на возвышенных местах. В остальном органам управления РСЧС в данной ситуации следует руководствоваться типовым перечнем превентивных мероприятий при угрозе затоплений. Подготовка и проведение спасательных работ. Основные виды и особенности спасательных работ Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений, проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа: • поиск и обнаружение пострадавших; • работы по деблокированию пострадавших, обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших; • оказание первой медицинской помощи; • эвакуация — транспортировка пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт сбора.
при получении информации об высоких уровнях воды
|